Защита от скликивания

Описание проблемы

Клик-фрод (Click fraud) или скликивание – это мошенничество, в котором ваши рекламные инвестиции, по сути, воруются, так как по контекстным ссылкам на вашу страницу в интернете переходят боты или даже реальные посетители только с одной целью – слить ваш маркетинговый контекстный бюджет, построенный в соответствии с моделью PPC (pay per click), то есть с оплатой за каждый переход на ваш сайт.

Вы инвестируете, чтобы целевые клиенты пришли к вам и затем купили у вас товары или услуги, а приходят боты и мошенники, и обычно на сайте долго не задерживаются.

Скликивание - огромная проблема для тех, кто рекламируется в контекстной рекламе. По самым скромным подсчетам, количество поддельных кликов составляет около 30% от общего количества кликов. В некоторых случаях их количество может превышать и 99%.

Провайдеры контекстной рекламы борются с мошенниками, скликивающими ваши средства, но борьба эта проходит под лозунгом близким к «пчелы против мёда», ведь прибыль и Яндекс и Google получают от кликов, а не от защиты от фальшивых переходов. И лишь понимание того, что, на 100% обманутый клиент не будет в дальнейшем рекламироваться в контексте заставляет поисковых гигантов выявлять мошенников и противодействовать им.

Для того, чтобы клиенты рекламодатели сами могли бороться с мошенниками, Яндекс предлагает два инструмента:

  • Блокировка по ip адресу.
  • Блокировка площадки (для рекламы в сетях).

Для владельца сайта есть две проблемы:

  • Отличить нормального посетителя от мошенника. Мошенником может быть как бот, так и человек. Отличить бота от человека становится все сложнее и сложнее. Бот может переходить по страницам сайта, «двигать мышку», прокручивать страницу. Но обычно авторы ботов на такие сложности не заморачиваются. Однако авторы ботов заморачиваются, чтобы с точки зрения Яндекса у бота была человеческая легенда: возраст, пол, интересы, платежеспособность.
  • Много ручной работы, связанной с блокировкой мошеннических посещений.

И вот эти две проблемы я могу решить.

Как отличить мошенника от нормального посетителя?

Мошенника от нормального посетителя отличает совокупность поведенческих факторов:

  • Время нахождения на сайте рекламодателя.
  • Количество переходов по страницам рекламодателя.
  • Количество посещений сайта рекламодателя с одного и того же IP адреса за период. Обычно эти посещения связаны с одной и той же ключевой фразой контекстной рекламы, по который происходит переход
  • Всплеск количества переходов по ключевой фразе. Обычно происходит в рекламных сетях Яндекса (РСЯ) или контекстно-медийных сетях Google (КМС). Чистый поиск всплеска на моей практике не давал.
  • Мошенники не отличаются разнообразием обычно и имеют схожее поведение при разных IP адресах.

Для анализа поведенческих факторов понадобится не только аналитика с сайта direct.yandex.ru, но и файлы с историей посещений с сайта рекламодателя. Данные из двух источников позволят сделать встречную проверку.

кадр из фильма V For Vendetta (2005)

Кадр из фильма V For Vendetta (2005)

Как автоматизировать блокировку мошенников по IP адресу и по площадке

Я подготовил алгоритмы, которые, при наличии логов с сайта рекламодателя и отчетов из Яндекс.Директа, позволяют с большой вероятностью отличить мошенника от реального или даже целевого посетителя. На самом деле, для каждого клиента алгоритмы приходится дорабатывать и даже переделывать. Разный контекст требует разных подходов к суждению. Но тут важно отметить, что алгоритмы выявления клик-фрода есть, и они будут доработаны для вас.

Яндекс и Google предоставляют достаточно богатый набор методов для работы со своей контекстной рекламой через API, через который я и могу автоматизировать блокировку мошеннических скликиваний.

Ограничения на блокировку

Яндекс позволяет заблокировать до 25 IP адресов на компанию. Этого, надо признать, мало. Но у Яндекса есть собственная защита от фрода по IP, которая худо-бедно работает. Так что 25 IP адресов на моей практике в большинстве случаев было достаточно. Если этого недостаточно, то действовать приходилось по разному:

  • просто останавливать объявление и создавать новое с уточненной ключевой фразой;
  • останавливать объявление до следующего дня. Такое тоже иногда помогало;
  • попытаться отсечь мошенников с помощью корректировок ставок в зависимости от пола, возраста, устройств, платежеспособности, региона;
  • ну и ряд других приемов тоже использовался;

Основные проблемы возникают при скликивании не через поиск Яндекса, а через РСЯ – рекламную сеть Яндекса. Владельцы сайтов, на которых происходит скликивание, создали свои сайты, чтобы получать прибыль от контекстной рекламы. Они покупают псевдопосетителей, и таким образом поднимают свой сайт в различных индексах популярности сайтов, а потом эти же псевдопосетители нажимают на настоящие контекстные рекламные объявления. Владелец сайта-рекламной площадки в плюсе. Яндекс или Google в плюсе, а вот рекламодатель в чистом минусе.

Если вы не хотите быть в чистом минусе, но хотите рекламироваться на РСЯ (рекламной сети Яндекса) – свяжитесь со мной, я вам помогу достичь своих целей.